В Соборной Православной Апостольской Церкви прославлены и почитаются в качестве святых священномученики Александр Мень и Павел Адельгейм, священноисповедники Ермоген (Голубев) и Глеб Якунин, святитель Филарет (Вознесенский), а также признаются святые всех христианских Церквей востока и запада.

Сщмч. Александр Мень. 

Протоиерей, богослов, проповедник, автор книг по богословию, истории христианства и других религий, по основам христианского вероучения, православному богослужению. Публиковался в Брюсселе: серия «В поисках пути, истины и жизни», «Сын Человеческий», «Таинство, слово и образ» и др.; на родине с 1990-го года издавал книги без псевдонима. Проповедовал и читал лекции. Был убит неизвестными в 1990 году.

Канонизирован как священномученик в 2000-м году в Апостольской Православной Церкви.

Об отце Александре Мене: 

«Мы не смеем говорить о своей оставленности, об одиночестве, о сиротстве! Отец Александр не умер, а приобщился к Жизни Божественной, остался для своих — знаемых и незнаемых, Пастырем добрым, молитвенником, ходатаем, заступником! И зовёт он каждого, кто его любил, кто в нём видел образ истинного христианина на Путь Крестный и к славе Воскресения! «Будьте мне последователями, как и я последователь Христов!» 

(Митрополит Антоний Сурожский)

«Все свои знания, энциклопедическую эрудицию, самые разнообразные интересы в науке, художественной литературе, искусстве, все свои таланты, ему от Бога дарованные, отец Александр поставил на службу проповеди. Проповедовал он неустанно. Проповедовал всегда принципиально, притом на языке, доступном для современников… Это был человек необыкновенной одухотворённости, который вёл подвижническую жизнь и закончил её мученически. Но на крови мучеников, как известно с древних времён, прорастают семена христианского благовестия, растёт и укрепляется Церковь Христова… Отец Александр был поистине пророком нового времени и предвестником евангелизации всего служения Православной Церкви, евангелизации, которая соответствует назревшим потребностям и чаяниям православного народа.» 

(Архиепископ Михаил Мудьюгин)

Отец Александр относился к числу людей, которые не боятся. Он не боялся ходить в больницы к тяжело больным и умирающим, хотя это было запрещено строжайшим образом, не боялся проповедовать и, более того, говорить о вере с детьми, практически открыто нарушая советское законодательство. Не боялся языка своей эпохи и в отличие от практически всех своих собратьев умел (подобно апостолу Павлу) говорить с «язычниками» о Христе на языке этих язычников. Не боялся синтезировать опыт своих предшественников, очень разных и порою взаимоисключающих друг друга, и это у него получалось удивительно хорошо, ибо делал он это не на уровне человека, но на уровне любви Божьей. Не боялся нового. 

(Священник Георгий Чистяков)

Отец Глеб Якунин (1934 - 2014) — один из основателей и духовных лидеров Апостольской Православной Церкви, религиозный, общественный и политический деятель, член московской Хельсинкской группы.

25 ноября 1965 года вместе с о. Николаем Эшлиманом направил Патриарху Алексию I открытое письмо, которое подробно рисовало картину противозаконного подавления органами государственной власти СССР прав и свобод верующих граждан страны. В письме священники выступали против гонений на Церковь со стороны советской власти и соглашательского отношения к этим гонениям со стороны руководства Московской Патриархии.

В письме, в частности, говорилось:

«С каждым днём обостряется сознание нетерпимости дальнейшего подчинения беззаконию; с каждым днём в Русской Церкви нарастает спасительная жажда очищения от той скверны, которая накопилась в ней по вине церковной власти; с каждым днём углубляется в Церкви жажда подлинного соборного общения; наконец, с каждым днём в нашей Церкви нарастает чувство ответственности за те души, которые по вине пастырей Церкви, не просвещены евангельским словом и несмотря на свою пробудившуюся религиозную жажду пребывают вне Церковной ограды.»

В заключение письма священноначалию Патриархии предлагалось «начать немедленную подготовку к созыву очередного Всероссийского Церковно-Поместного Собора с самым широким представительством.

Созыв Поместного Собора в ближайшее время диктуется необходимостью общецерковного суждения о деятельности церковного управления и насущной потребностью скорейшего решения исторически назревших вопросов церковной жизни и церковного учительства.

Для того, чтобы новый Поместный Собор не оказался послушным орудием в руках нецерковных сил, необходимо, чтобы в подготовке к этому Собору могла принять деятельное участие вся Русская Церковь.

Для этого Собору должны предшествовать приходские собрания и епархиальные съезды.

Только в этом случае на Собор смогут попасть клирики и миряне, действительно представляющие собой, вместе с лучшими епископами Русской Церкви, полноту церковного сознания. Новому Поместному Собору несомненно предстоит великое поприще — возрождением русской церковной жизни, активно послужить новому вселенскому возрождению христианства.»

Письмо было размножено в 100 экземплярах и разослано в середине декабря всем правящим архиереям Московского Патриархата. Митрополит Сурожский Антоний прислал одобрительную телеграмму. 15 декабря копии письма были направлены Председателю Президиума Верховного Совета СССР Николаю Подгорному, председателю Совета Министров СССР Алексею Косыгину и Генеральному прокурору СССР Роману Руденко.

Историк Русской Церкви Лев Регельсон писал:

«Отрезвляющее впечатление, произведённое «Открытым письмом», было связано не столько с разоблачением очередной попытки насильственного уничтожения Церкви, сколько с разоблачением той дряблости церковного духа, той вовлечённости в мирскую стихию, той заражённости страхом и ложью, которая обнаружилась при этом в самой Русской Церкви, в особенности в её высшей иерархии.»

Так о письме отозвался в те годы Александр Солженицын:

«Ещё весной 66-го года я с восхищением прочёл протест двух священников — Эшлимана и Якунина, смелый чистый честный голос в защиту Церкви, искони не умевшей, не умеющей и не хотящей саму себя защитить. Прочёл — и позавидовал, что сам так не сделал…»

Патриарх поручил митрополиту Крутицкому и Коломенскому Пимену провести увещевательные беседы с Якуниным и Эшлиманом. 13 мая 1966 года Патриарх начертал на докладе Пимена:

«…считаю необходимым освободить их от занимаемых должностей, с наложением запрещения в священнослужении до полного их раскаяния, причём с предупреждением, что, в случае продолжения ими их порочной деятельности, возникает необходимость прибегнуть в отношении их к более суровым мерам, согласно с требованием Правил Церковных.»

Отец Глеб Якунин опубликовал сотни материалов и документов, свидетельствовавших о нарушениях прав верующих в СССР и имевших широкий резонанс за рубежом. В 1976 году он стал одним из соучредителей общественного «Христианского комитета защиты прав верующих в СССР»

В ноябре 1979 года был арестован, а 20 августа 1980 года осуждён по обвинению в антисоветской агитации, наказание отбывал в Перми-36 до 1985 года, затем был сослан на два с половиной года в Якутию. В 1987 году был амнистирован и восстановлен Московской Патриархией в священническом служении, после чего служил в Никольской церкви села Жегалова (город Щёлково Московской области) по 1992 год. 18 октября 1991 года реабилитирован постановлением Верховного совета Российской Федерации.

В 1990 году был избран народным депутатом РСФСР, членом Верховного Совета РСФСР, заместителем председателя Комитета Верховного Совета по свободе совести. Принимал активное участие в работе над законом «О свободе вероисповеданий».

Летом 1990 года побывал в Нью-Йорке, где встречался с Первоиерархом РПЦЗ митрополитом Виталием. По воспоминаниям Виктора Аксючица отец Глеб «убеждал владыку Виталия активно открывать приходы Зарубежной церкви в СССР», поскольку руководство Московской Патриархии слишком тесно связано с КГБ.

С 1990 года — сопредседатель координационного совета движения «Демократическая Россия», а с февраля 1992 года — сопредседатель Совета представителей движения «Демократическая Россия».

В 1991—1992 годах участвовал в работе парламентской Комиссии по расследованию причин и обстоятельств ГКЧП. Комиссия опубликовала архивные материалы КГБ о предполагаемом сотрудничестве отдельных иерархов Московской Патриархии с КГБ.

12 декабря 1991 года, являясь членом Верховного Совета РСФСР, проголосовал за ратификацию Беловежского соглашения о прекращении существования СССР.

В 1993—1995 годах — депутат Государственной думы. 8 октября 1993 года Священным Синодом Русской Православной Церкви принимается решение о лишении о. Глеба Якунина священнического сана «за отказ подчиниться требованию о неучастии православных клириков в парламентских выборах». Впоследствии о. Глеб подавал прошения о восстановлении его в сане священника, так как, по его мнению, он прежде всего защищал интересы верующих и рядового духовенства, которые были жертвами широкомасштабного шпионажа в Православной Церкви, но Московская Патриархия отклонила его просьбы. В 1995 году организовал Общественный комитет защиты свободы совести.

В 1997 году о. Глеб был отлучён Архиерейским Собором РПЦ через анафематствование за самочинное ношение иерейского креста и священнических одежд, а также общение с Патриархом Киевским Филаретом. Впрочем, он ещё до того был принят в юрисдикцию Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата в священническом сане, а затем перешёл в Русскую Истинно-Православную (катакомбную) Церковь. В 2000 году на её основе были созданы «Движение за возрождение российского православия», а затем и Апостольская Православная Церковь, где о. Глеб Якунин получил сан протопресвитера.

В ноябре 2005 года вместе с другими участниками московской Хельсинкской группы написал лидерам Запада письмо, в котором выказывалась озабоченность преследованием российских граждан по политическим мотивам. Ранее он, а также ряд других правозащитников выразили озабоченность по поводу разгоревшейся в России «шпиономании» и преследования российских учёных ФСБ. 8 июля 2008 года по поводу прещений, наложенных руководством Патриархии на епископа Анадырского и Чукотского Диомида, сказал:

«Для патриархии главная вина епископа Диомида в том, что он публично высказал свою позицию. По-видимому, для Московской Патриархии это видится величайшим грехом.»

Прославлен в лике священноисповедника в составе Апостольской Православной Церкви (АПЦ, ЦРО 640 ОПОАТ) в 2015 году.

о. Павел Адельгейм (1 августа 1938 г. – 5 августа 2013г.) – выдающийся православный священник, блестящий проповедник, мученик за веру, автор многочисленных статей по церковной тематике, автор книг «Своими глазами» и «Догмат о церкви в канонах и практике», вызвавших широкий резонанс в церковном сообществе Отец Павел Адельгейм был духовным учеником старца Севастиана Карагандинского, архиепископа Ермогена (Голубева), архимандритов Бориса (Холчева), Серафима (Суторихина), Сын репрессированных родителей, о. Павел сам провел три года в лагерях по обвинению по доносу «за клевету на советский строй», где по чужой злой воле стал инвалидом.

Входил в псковское отделение общества «Мемориал» и много делал для восстановления исторической правды в обществе.

Последние годы Адельгейм нередко выступал с критикой положения дел в РПЦ. В 2008 году Адельгейм был снят с должности настоятеля храма Святых жен-мироносиц по указу митрополита Псковского и Великолукского Евсевия. Помимо прочего, священник за 20 лет конфликта лишился двух приходов. В середине 2012 года Павел Адельгейм стал одним из немногих священников, подписавших письмо патриарху Кириллу с призывом обратиться к представителям государственной власти с просьбой о помиловании участниц группы Pussy Riot

«РПЦ виновата в расколе общества... Они (пусси) показали свое отрицательное отношение к смычке церкви и власти... Это юродство... Василий Блаженный сказал Ивану Грозному: мясо не ешь, а кровь пьешь. Его не посадили.»

Был убит в 2013г. в своем доме в Пскове малознакомым приезжим гостем, впоследствии признанным невменяемым.

Канонизирован как мученик в Апостольской Православной церкви в 2013г.

 

о.Павел Адельгейм (фрагменты стихотворений)

«Всех святынь придуманных дороже

Неискоренимый духом века,

В тайне сокровенный образ Божий,

Как огонь, вселённый в человека.»

(«Первомайское Рождество»)

 

«Мне кажется, что смысла нет

Стоять за правду там, где судят.

От них всегда один ответ:

«Живи, как власть велит, а нет –

Закон защитою не будет».

В суде не светит правды свет:

Чадит сосновая лучина,

Смешавши цели и причины.

И гаснет тлеющий маяк,

Сознанье погружая в мрак.

В бесплодных поисках дороги,

Споткнувшись, поломаешь ноги,

Вняв к удивленью своему,

Что ты не нужен никому.

Но не скорби, уйми тревогу:

Ты не один. Ты нужен Богу.»