В 1924 году, в условиях обретения Польшей государственности и при невозможности сношений с центральной церковной властью в России, архиереи Православной Церкви в Польше под председательством митрополита Дионисия (Валединского) обратились к Вселенскому патриарху с просьбой о формальном предоставлении их Церкви автокефалии. Патриарх Григорий VII на основании канонов, которые установляют, что "устройство церковных дел должно соответствовать политическим и общественным формам" (канон 17, IV Вселенского Собора, а также V Вселенского Собора 38), и со ссылкой на Патриарха Фотия, признал право на автокефалию Православной Церкви в Польше «Патриаршим и Синодально-каноническим томосом» №4588 от 13 ноября 1924 года, который подписали, кроме патриарха, двенадцать митрополитов Константинопольской церкви.

В сентябре 1925 года представители Церквей Константинопольской и Румынской прибыли в Варшаву, где 17 сентября в присутствии всего епископата Польши в митрополичьем храме святой Марии Магдалины состоялось торжественное чтение Патриаршего Томоса.

Томос препроводил митрополиту Дионисию «все отличия, своевременно присвоенные нашим Братом Тихоном Вашему Предшественнику, как митрополиту Варшавскому и Волынскому и всей Православной Церкви в Польше», а также как священноархимандриту Свято-Успенской Почаевской лавры.

Кроме того, Томос объявлял, что Вселенский Патриархат предоставил автокефалию не только на основании своих известных канонических прав на православную диаспору, но также на основании того, что «изначальное отделение от нашего Престола Киевской митрополии и зависящих от нее Православных Церквей Литвы и Польши и их присоединение к святой Московской Церкви было совершено не в согласии с узаконенными каноническими постановлениями, и не были соблюдены соглашения о полной церковной самостоятельности Киевского митрополита, носящего титул экзарха Вселенского Престола».

Томос был признан как Поместными Церквами, так и РПЦЗ, установившей с Польской Церковью молитвенное и братское общение. Первоиерарх РПЦЗ митрополит Антоний (Храповицкий) писал митрополиту Дионисию в 1927 году:

"Польская Иерархия передалась в каноническое подчинение Константинопольскому Патриарху несколько лет тому назад с тех пор, как усмотрела свою физическую невозможность сноситься с Патриархом Московским (…) в 1921 году была циркулярно предоставлена автономия (временная автокефалия) всем церковным объединениям, лишенным физической возможности сноситься со Всероссийским Патриархом (…) должна исчезнуть последняя тень сомнения в каноничности возглавляемой Вами Польской Православной Церкви, автокефальность которой признали и вновь подтвердили все Восточные Патриархи"

Во время немецкой оккупации, после возвращения Западной Украины в каноническое подчинение Польской Церкви, прерванное разделом Польши в 1939 году, украинские верующие обратились к митрополиту Дионисию с просьбой благословить автокефалию Украинской православной церкви под председательством архиепископа Поликарпа (Сикорского). В ответ митрополит Дионисий в соответствии с правами, предоставленными ему Томосом Вселенского патриарха 1924 года, дал на это своё согласие Декретом (Томосом) от 24 декабря 1941 года. В феврале 1942 года архиепископ Поликарп с собором рукоположил в Пинске двух новых епископов, основав иерархию Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ).

После окончания войны украинские иерархи, так же как и иерархи РПЦЗ***, были вынуждены автокефально существовать в изгнании на Западе; одной из наиболее значимых юрисдикций УАПЦ стала со временем УПЦ в США.

В ноябре 1963 года от официального Сербского патриархата, контролируемого коммунистическими властями Югославии, отделилась Свободная Сербская Православная Церковь. 7 декабря 1963 года, по просьбе Собора Свободной СПЦ, в монастыре Святого Саввы в Либертивилле (штат Иллинойс, США) украинскими автокефальными епископами была совершена епископская хиротония серба Иринея (Ковáчевича), который через шестнадцать лет возглавил Свободную СПЦ как её Митрополит. В 1975 году Александрийский Патриарх Николай VI признал законность хиротоний УАПЦ, прислав «раскольническому» архиерею Иринею (Ковачевичу) грамоту, в которой было сказано:

«С большой осторожностью, рассмотрев документы, с удовольствием провозглашаем Вашу хиротонию в сан епископа правильной и канонической (…) Апостольский Патриархат святого Марка… признаёт Вас за канонического епископа Святой Апостольской Православной Церкви».

В 1991 году вся Полнота Сербской Церкви во главе с Патриархом Павлом также признала в полном объеме «апостольское преемство иерархии … действительность Святых Таинств и всех священнодействий, совершённых в Свободной Сербской Православной Церкви, или в Новограчаницкой Митрополии, от начала раскола в 1963 году и доныне». 15 февраля 1992 года Сербский патриархат вошел с возглавляемой митр.Иринеем (Ковáчевичем) Свободной СПЦ в полное каноническое и евхаристическое общение.

В 1990 году при посредстве УПЦ в США, в том числе архиепископа Антония (Щербы), была восстановлена иерархия УАПЦ в Украине.

В 1996 году иерархами УАПЦ в Украине по просьбе русских верующих были рукоположены архиереи для России, и в 2000 году один из них, митрополит Стефан (Линицкий), стал соучредителем и первым Предстоятелем Апостольской Православной Церкви (АПЦ). В 2018 году, в соответствии с правами, предоставляемыми канонами АПЦ, архиереями АПЦ была учреждена автономная церковь в составе АПЦ - Архиерейский Синод Апостольской Православной Церкви (АС АПЦ), митрополитом которой был избран епископ Симеон (Южаков). 31 октября 2018 года АС АПЦ была переименована в Соборную Православную Апостольскую Церковь (СПАЦ).

Каноническое существование СПАЦ основывается на никем не отмененном Указе свт. Тихона Московского, законно предоставляющего временную автокефалию архиереям, не имеющим возможности сообщаться с центральной церковной властью. До настоящего времени вопрос о центральной церковной власти в России остается неурегулированным. Признание Синода Сергия Поместными Церквами не является основанием для его легитимизации в качестве центральной власти, поскольку таковое признание категорически запрещено 30-м Апостольским Правилом, накладывающая на признавших такие же прещения "Если кто епископ, мирских начальников употребив, чрез них получит епископскую в церкви власть: да будет извержен и отлучен, и все сообщающиеся с ним".

Константинопольский (Вселенский) патриарх Варфоломей 12 июля 1995 года писал патриарху Алексию II: "Мать Церковь Константинополя с болью следила на протяжении семидесяти лет Советской тирании за совершающимися антиканоническими действиями, думая, что все это происходит по диктовке и принуждению игемонической тактики атеистического режима, и так как сострадала Вам, то осуждала это снисходительно”.

11-12 марта 1995 года Вселенский Патриархат подтвердил каноничность хиротоний УПЦ в США, приняв всех ее епископов под свой омофор "в сущем сане" с признанием за каждым из них архиерейского сана и епископского достоинства. В 2010 году архиепископ Антоний (Щерба) был избран казначеем Ассамблеи канонических епископов Северной Америки (РПЦ, Константинопольский, Антиохийский, Румынский, Сербский, Болгарский, Грузинский патриархаты и ПЦА), а 14 ноября 2012 года его избрание Предстоятелем УПЦ в США утвердил Патриарх Константинопольский Варфоломей.

Священный синод Вселенского патриархата, заседавший в Стамбуле 9—11 октября 2018 года, еще раз подтвердил архиерейское достоинство епископов УАПЦ в Украине, которые стали 15 декабря 2018 года соучредителями новой Поместной Православной Церкви - ПЦУ.

____________________________________________ *** Ставший впоследствии первым предстоятелем РПЦЗ, митрополит Антоний (Храповицкий) в свое время благословил эту будущую украинскую автокефалию на Поместном Соборе 1917-1918 гг.: "Хотят автокефалии, ну и пусть устраивают автокефалию, только сохранили бы чистоту веры".