Чем больше я ищу Бога, чем больше я о Нём размышляю, зову Его и, в немощи своей слышу эхо отзвука шагов Его в моей жизни, тем больше я убеждаюсь, что всякий патриотизм, государственничество – все эти явления по отношению к Нему – абсолютно далеки и бессмысленны. Когда-то, в прошлом какое-то соприкосновение было. Потому что распространялось образование, культура и вера волею выбора власти. Но это был только путь. Путь к свободному поиску Бога. Промежуточная стадия эволюции восприятия свободного веяния Духа Истины. Теперь, в мире свободного обмена информацией, когда все могут знать обо всём, когда Евангелие проповедано всей твари, любая «благочестивая» роль государства превращается в ложь и попытку пропагандистского подчинения Бога своим нуждам. В прошлом, в средневековье – это тоже было. Но там не было иных возможностей проповеди, как только волей государства. Но там был, как мне представляется, и тонкий нюанс. Властители тоже были верующими. Да, они использовали часто догматы и доктрины в своих интересах, в своих целях. Но они – боялись Бога. Они могли Евангелие понимать извращённо, но они действовали в рамках своего извращённого понимания «смиренно». Нынешнее же смешение Христа и патриотизма, и государственничества кажется мне отвратительным и мерзким. Мир пришёл к пониманию того, что государство должно быть незаметно, оно должно служить удобству бытия людей, порядку в жизнеобеспечении граждан, организации жизни. Его роль (и естественно, его характер) перестали быть сакральными, теократическими потому, что государство в его современном эволюционировавшем понимании уже не должно являться «хранителем веры». Да не просто не должно – не может, не имеет права. Потому что граждане любого государства имеют право (должны иметь – это признак государства достигшего высочайшей стадии развития на нынешний момент) исповедовать любую веру, или быть неверующими. Это – дар свободы, а Свобода – есть проявление Образа Божия в человеке.

Я верую, что если человек ищет Истину, он непременно её найдёт. И помочь в этом может только Бог и Свобода. В том числе свобода проповеди и свобода информации.

Можно говорить, что есть традиция и она говорит о другом опыте, можно говорить, что есть мусульманские государства и там всё не так. Но прошлое соответствует другому уровню сознания и другой эпохе. «Прошлое» прошло и стало «нынешним». Превратить нынешнее в прошлое силой могут мечтать только глупцы… Мир фундаменталистского ислама – в этом прошлом, он просто реликт, следствие молодости и изначальной политизированности, государственничества, «халифатичности» мусульманства как религии. Его судьба – отдельный разговор. Но говорить о том, что мы должны уподобляться ему, чтобы противостоять – это значит – стать вторым исламом, с христианским шариатом и прочими радостями интеллектуального и доктринального насилия, которое отнимет самый главный дар - Свободу…

Христос сказал «воздавайте Богу – Богову, а кесарю – кесарево». Он сказал это в Храме, где изображения кесаря было мерзостью. Христос не поддержал борьбу своего народа за независимость от языческого Рима, владычество которого многими иудеями воспринималось как позор (среди них были и многие фарисеи, были зелоты и многие другие). Он не призывал и вставать подобно Иосифу Флавию, Филону, саддукеям, первосвященникам на строну симпатизантов и союзников Рима. Он оставил своих учеников равнодушными и к Риму, и к Иудее, просто призвав откупится равнодушно от одних и провидя гибель в уже совсем близкий момент истории вторых. Хотя он пришёл «к своим», Ему и Его ученикам были чужда печаль по предсказанному уничтожению Иерусалимского Храма, а за ним и иудейской независимости, от которой и так мало что оставалось. Скорее, падение этого Храма – воспринималось апостолами с радостью, как начало Нового Эона, христианской эры в полной мере, как сказали бы мы сейчас…

Он был далек от всякой политики в своей проповеди. Но некоторые почему-то считают, что принудят Его стать политиком, подняв Его образ на знамёна…

И вот теперь, когда я пытаюсь увидеть Христа сквозь линзу нынешней русской государственности, как от нас требуют все официозные проповедники – я вижу – в лучшем случае – пустоту, а в худшем не Христа, а карикатуру на Него – «Антихриста». Когда Его заставляют говорить «убей за Меня» – ну это же не может быть Христом. Когда Его заставляют говорить «ненавидь тех, кто не подчиняется Моему требованию любви» - ну это вообще смешно. А когда заявляют от имени Христа, что защищать Его нужно усовершенствованным оружием, ядерным щитом, атомными подводными лодками – посмотрете на себя, безумствующих, трезвым оком, ужели ЭТО – Христос?..

Христос тихо и скорбя стоит вне этого государственного Франкенштейна, у которого не получается Российской Империи путём пришивания к совку православия, хотя та, историческая Империя, ну не могу я отделаться от этого – всё-таки была православным государством, созвучным своей эпохе, государством пытающимся осознать себя хранителем и защитником веры искренне, без корысти, хотя иногда очень наивно и неудачно. Но сейчас возрождение империи было бы карикатурным, «фейковым», фарсовым. А уж подмешивание во всё это «советского» - это уже просто кощунство, безобразие и полный позор. Хочется взмолиться – оставьте уже Христа в покое. Ну не покорить Его вам. Не оторвать клочья хитона Его на заплаты вашему позору. И ведь ещё дело в том, что нет в наших правителях традиции веры, как нет ни в ком из нас. Даже если и нашло большинство из нас Христа, то не в семьях наших, не в воспитании, а в проповеди Его со стороны, в Евангелии. На это ещё накладывается чудовищная религиозная серость с налётом дремучего суеверия…

Он ушёл из государства как института. Ушёл везде и повсеместно. Его не выгнали, Он ушёл Сам, ибо зачатки Свободы принёс на землю Он своей проповедью. И когда люди наконец-то приняли Свободу в конкретной полноте эпохи как дар, христианское государство, как проводник души ко Христу стало не нужно. Сначала были гонения и катакомбы и свобода умереть за Истину, потом Константинов эдикт и помазанничество, и проповедь в звоне мечей и шуме колесниц, уж сначала навязывание, а потом принятие красоты и чистоты – и Свобода отречься от всего ради Истины – в монастыре, в юродстве, в несвойственном эпохе гуманизме, а теперь – Он приходит прямо к душе, без посредничества власти земной. И хочется уже кричать – не лезьте в душу со Своим лже-Христом, мы и без вас с Ним познакомимся и будем рядом. Не наряжайте Господа в одежды чиновника и увещевателя лояльности. У вас, у власти, у патриотов, у государственников нет на это ни права, ни сил, ни возможности. Это только обличит ваш позор. Это всё уже нормальным, поступательно-прогрессирующим обществом пройдено и забыто. Ведь всё, что было до этого приятным государству в титуле «хранителя веры» – было не христианством, а побочным эффектом эпохи, под спудом которого лежало личное богообщение каждого. Тогда государство и власть могли открыть Христа, сначала подняв Его на знамя. Но ведь христиане шли убивать христиан и Христос был с обеих сторон на знамени. Поэтому ни это знамя, ни этот образ Христа воинствующего были не важны душе, а образ Христа кроткого, Евангельского, побеждающего любовью и жертвенностью. А теперь водружают на знамя Христа и учат ненавидеть других ради Него, потому что якобы у других Христа на знамени нет. Хочется сказать голосом старого учителя набедокурившим ученикам: «ну как же вам не стыдно». «Ну как же вам не стыдно» ещё и заменять Ленина Христом на тех же знамёнах. А Господь стоит в Своём хитоне безответен среди этого беснования. Не потому, что беззащитен, а потому, что Бог кроткий, потому что Царь смиренный. Потому что поступающие так позорят себя и выставляют себя на посмешище сами. И потому что Он знает, чем всё это кончится. Более того, Он это знание даёт и нам, потому что всё это всегда кончается одинаково. Крахом одних и прозрением других. Да ещё крахом таким позорным, что все смеяться будут, потому что Бог посрамляем не бывает…

ОЛЕГ КУЛИКОВ